Фасилитация (англ. facilitate – облегчать, помогать)

«Фасилитация - профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей».

Как понять, требуется ли вашей компании помощь профессионального фасилитатора?

Для этого достаточно посмотреть на следующие 10 самых распространенных проблем, которые возникают во время групповых обсуждений без применения методов фасилитации. Если у вас встречаются хотя бы 2-3 проблемы из списка, то привлечение фасилитатора очень полезно. Если 4-5, то крайне необходимо.

12 самых распространенных проблем групповых обсуждений:

  1. обсуждения проходят хаотично;
  2. время мероприятий затягивается;
  3. участники слабо вовлечены, некоторые сидят в телефонах;
  4. руководитель доминирует над подчиненными;
  5. экстраверты доминируют над интровертами;
  6. участники стесняются высказывать свое мнение;
  7. участники перебивают и не слышат друг друга;
  8. в коллективе существуют межличностные конфликты и разногласия;
  9. обсуждение носит поверхностный характер, участникам не дойти до сути;
  10. акцент делается на скучных выступлениях со слайдами PowerPoint/Keynote;
  11. решение проблемы не находит всеобщего одобрения (остаются несогласные);
  12. непонятен результат: много о чем поговорили, но что дальше делать никто не знает.

По сути, фасилитация позволяет решить каждую из вышеперечисленных проблем.

Вместе с тем, необходимо понимание того, что фасилитатор не волшебник! Он отвечает только за организацию процесса. Поэтому важно, чтобы на мероприятии присутствовали компетентные участники, мотивированные на работу. Только в этом случае будет ощутимый результат.

Причем, результат будет создан самими участниками и согласован в результате групповой работы. А это обеспечивает поддержку и принятие решений всеми участниками встречи.

Кроме того, результат будет зафиксирован, таким образом участники будут более мотивированы на реализацию принятых решений.

 

Сферы применения 

В разделе приведены наиболее часто используемые ситуации для применения фасилитации. Вместе с тем, фасилитировать полезно любые мероприятия, во время которых происходит коммуникация людей и групповое обсуждение вопросов:

 

Фасилитация и дизайн-мышление

Для процесса дизайн-мышления необходимо, чтобы был раскрыт потенциал каждого участника, найден нестандартный подход к решению задачи, отобраны лучшие идеи из всех. Это креативная проработка вопроса, учитывающая все возможные факторы и ориентированная на человека и его потребности. Фасилитационные навыки и методы очень близки к этому по своей специфике, что позволяет опытному фасилитатору практиковать дизайн-мышление на высшем уровне и добиваться поставленной цели.